Проконсультируйтесь со специалистом

+7 (495) 230-72-57

режим работы 8:00 - 21:00

Открыта бактерия похудения

Учеными была обнаружена бактерия, которая помогает человеку сбросить вес, а также убрать симптомы диабета.

Микрофлора в кишечнике влияет на различные процессы в человеческом организме: двигательную активность, высшую нервную деятельность, но основное воздействие микрофлоры все же происходит на обмен веществ и пищеварение. Бактерии могут помогать расщеплению съеденного человеком, препятствуют усвоению одних веществ, а другим, наоборот, помогают усваиваться, и, естественно, это влияете на физиологию и биохимию. Например, относительно недавно учёные расшифровали, какое влияние оказывают желудочно-кишечные бактерии на уровень холестерина. Точнее, давно было известно, что бактерии влияют на этот показатель, но вот конкретные детали данного процесса удалось установить только сейчас.

Не вызывает удивления тот факт, что в кругу учёных сегодня популярна идея о том, что бактерии могут помочь в лечении нарушенного метаболизма, в результате которого и развиваются диабет и ожирение. Исследования в данном направлении идут активно: можно вспомнить хотя бы аналитические данные учёных из Соединенных Штатов (конкретно из Гарварда), которые смогли с помощью желудочно-кишечных бактерий добиться уменьшения массы тела у лабораторных животных. В результате данных исследований и была подтверждена гипотеза, что микрофлора может помочь бороться с ожирением.

Но в микрофлоре содержатся тысячи различных штаммов микроорганизмов. Как же выделить среди них те, которые ответственны за похудение? Ответ на данный вопрос найти непросто. Если врачам необходимо будет лечить больных, у которых расстроен обмен веществ, то потребуется препарат именно с определёнными бактериями. Простое переселение бактерий от доноров с небольшим весом к полным пациентам (как это производилось в Гарварде) является рискованным делом: похудение, конечно, вполне возможно, но вот, кроме нужных бактерий, у человека появится масса других, которые «привыкли» к чужому кишечнику. Вообще, кишечная микрофлора – это в миниатюре экосистема, в ней нельзя нарушать пропорции и соотношения: если одних видов станет намного больше, то на состоянии организма это отразится обязательно.

Именно поэтому открытие, которое сделали бельгийские исследователи из Лувенского католического университета, настолько важно. Группа учёных смогла обнаружить конкретную бактерию, которая и «дает толчок» организму для сброса лишнего веса. Название этой бактерии - Akkermansia muciniphila. Нельзя сказать, что эта бактерия совершенно неизвестна учёным: она занимает в пищеварительном тракте млекопитающих до пяти процентов от всех бактерий. Просто до этого никто не сравнивал численность этих бактерий у людей с лишним весом.

Как пишут специалисты в журнале PNAS, мыши, которые имеют генетическую предрасположенность к ожирению, имеют таких бактерий в три тысячи раз меньше, чем нормальные. Помимо этого, если кормление мышей производилось жирной пищей, то, независимо от того, какая у них была масса тела, численность этих бактерий уменьшалась в сто раз.

Авторы данной работы пытались увеличить содержание этих бактерий. Для этого они или просто кормили мышей этими бактериями, или давали такое вещество, как олигофруктозный пребиотик, который избирательно стимулировал рост бактерий. После этого у мышей было замечено уменьшение массы тела, доля жировых тканей уменьшалась, несмотря на то, что их продолжали кормить жирной пищей. Помимо этого, у мышей фиксировалось снижение воспаления жировой ткани, а также уменьшалась устойчивость тканей к инсулину – а именно эти признаки и позволяют говорить о диабете второго типа. Кроме того, ослабевала гипергликемия, уменьшался уровень эндотоксинов в крови, а вот уровень эндоканнабиноидов увеличивался – они регулируют воспалительные процессы, всасывание в желудочно-кишечном тракте и помогают при контроле глюкозы в крови.

Среди других достоинств этих бактерий учёные отмечают увеличение толщины слизистой оболочки кишечника. Как правило, при ожирении слизистая кишечного эпителия истончается, а это дает возможность болезнетворным бактериям проникать к клеткам эпителия. Именно присутствие бактерий A. Muciniphila восстанавливало этот слизистый барьер. Таким образом, данные бактерии дают возможность организму защитить себя от различных возбудителей болезней. Авторы исследования предполагают, что эти бактерии каким-то образом взаимодействуют с клетками кишечника, заставляя их производить антимикробные реагенты и слизь.

Хотя состав микрофлоры ощутимо менялся на жирной диете, добавление бактерий A. Muciniphila не приводило к радикальным изменениям. А это дает возможность утверждать, что наличие только этих бактерий приводит к желаемому результату. Стоит заметить, что другие бактерии вообще не оказывают никакого влияния на ожирение, например, Lactobacillus plantarum, которая также имеется в пробиотиках, не давала никакого эффекта.

Теперь все дело только в том, чтобы проверить результаты работы этих бактерий на человеческом организме. Здесь существует вероятность, что желудочно-кишечная микрофлора человеческих организмов совсем по-другому будет реагировать на увеличение содержания бактерий A. Muciniphila. Однако прогнозы ученых оптимистичны.

Топ пять продуктов, которые нужно исключить из рациона